Тифлопедaгогическое обследование детей
Тифлопедагог - педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение, воспитание слепых и слабовидящих детей с учетом своеобразия их познавательной деятельности и компенсации нарушенных функций.
Знакомство тифлопедагога с ребенком начинается с изучения документации (записей, сделанных специалистами: ЦПМПК, направившей ребенка в данное учреждение, общей медицинской и офтальмологической карт). Из этих документов тифлопедагог получает сведения о психическом развитии ребенка, о соматическом состоянии, об имеющихся заболеваниях, о диагнозе и степени тяжести зрительной патологии. Это позволяет ему составить предварительное представление о ребенке, подготовиться к общению с ним и его родителями.
Готовность ребенка к обучению, индивидуальные особенности его познавательной деятельности, возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности тифлопедагог определяет в процессе обследования. При проведении обследования тифлопедагог имеет возможность увидеть трудности, мешающие ребенку в овладении познавательной деятельностью, проанализировать их причины; выявить особенности поведения ребенка, его отношение к предлагаемым заданиям, его работоспособность. Все эти данные позволяют тифлопедагогу понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой ему помощи, наметить основные задачи обучения.
Обследование проводится тифлопедагогом в начале, середине и конце учебного года. По данным обследования составляются тифлопедагогические характеристики детей. Данные обследования и характеристики фиксируются в индивидуальных тифлопедагогических картах. В конце учебного года тифлопедагог анализирует и обобщает данные всех проведенных обследований. Так он получает возможность проследить динамику развития каждого ребенка в процессе коррекционного обучения.
В соответствии с «Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения)» под редакцией Л.И. Плаксиной тифлопедагог проводит специальные коррекционные занятия следующих видов: развитие зрительного восприятия; развитие осязания и мелкой моторики; ориентировка в пространстве; социально-бытовая ориентировка и т.д.
Кабинет тифлопедагога оснащен дидактическими играми, пособиями для развития зрительного восприятия, зрительных функций; слухового восприятия и слухового внимания; осязания и мелкой моторики; по ориентировке в большом и малом пространстве; по развитию мыслительной деятельности ребенка; по формированию представлений об окружающем мире. Своеобразие подбора предметной атрибутики, игрушек, дидактических материалов, оборудования и технических средств коррекционно-развивающей среды кабинета дает возможность тифлопедагогу решать задачи коррекционно-компенсаторной работы с детьми с нарушением зрения.
Коррекционная работа осуществляется в тесной связи с комплексным лечебно-восстановительным процессом на основе максимального сближения медицинских и педагогических средств коррекции.
Тифлопедагог образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу.
Методическая копилка тифлопедагога:
Конспект коррекционного занятия из раздела « Звуки дома» и аудиоприложение - конспект занятия